Если вы думаете, что мода, диктующая четкие внешние рамки – порождение исключительно современного, капризного и материалистичного мира потребления, то глубоко ошибаетесь: тяга к определенному стилю в одежде и подборе ювелирных украшений известна издревле, и хоть нам и кажется, что обычаи той или иной страны однородны, на самом деле каждый век нес с собой что-то новое либо возвращал к хорошо забытому старому, а такие понятия как «винтаж» или «новое поветрие» существовали и в эпоху пирамид, и в глухом Средневековье. Поэтому сегодня, увидев ранее незнакомый самоцвет, не стоит удивляться – например, популярные тона драгоценных камней сейчас тяготеют к холодным и густым, а также беловатым оттенкам, тогда как каких-то шесть-восемь веков назад на Руси мода была удивительно схожа: жемчужные нити, массивные вставки из горного хрусталя и аметиста, крупные оливины, изумруды и сапфиры рядом с голубыми топазами, занявшие место поднадоевших бриллиантов, ярко-голубая бирюза, малиновые турмалины, конечно, встречающиеся буквально в каждом втором старорусском украшении красивейшие вишневые гранаты…
Из досье:
альмандин – вишнево-красная с фиолетовым оттенком разновидность минерала гранат. Твердость 7,5 по шкале Мооса, плотность 4,3 г/см3, прозрачен, блеск стеклянный. Другие названия: карбункул, гренландин, аделаида-рубин, цейлонский гранат, сибирский гранат, благородная виница, бечета, антракс, биджази, карфукельштейн.
Бытовала о происхождении этих камней одна легенда: будто бы живет у моря ехидна, полуженщина-полузмея, и вместо глаз у нее – светящийся будто звезда огромный кроваво-красный карбункул во лбу. Купаясь, оставляет она камень на берегу, и тот смельчак, что сумеет подкрасться и унести самоцвет, получит власть над демоницей, которая раскрыла бы ему тайны кладов, хранящихся под землей. Но сколько богатырей ни пытались украсть карбункул – все потерпели поражение, потому что ехидна неизменно настигнет похитителя, как бы быстро он не бежал.
Конечно, это вымысел, но есть в сказке и небольшой намек: карбункулы, как в старину называли альмандины, действительно являлись предметом желания, и добыть (то есть купить) их у восточных купцов было непросто, поэтому и доступны качественные гранаты были лишь богатым и знатным: боярам, князьям, высшему духовенству. Носили их в высоких золотых перстнях, браслетах, ожерельях, серьгах; альмандины украшают «Шапку Казанскую», венец Ивана Грозного, и царские бармы-оплечья, и оружие – щиты, шлемы, колчаны и головные уборы княжон и цариц. Часто использовались красные гранаты в инкрустациях окладов икон и Евангелий, крестов, потиров, дароносиц и прочих религиозных атрибутов наиболее крупных русских соборов.
«Вторая волна» альмандина началась, когда в XVIII столетии месторождения камня были найдены на территории Российской империи – вместе с прочими драгоценными камнями II порядка, по востребованности идущими сразу вслед за рубинами, сапфирами, изумрудами и бриллиантами, альмандины стали активно использовать в великосветских украшениях – прикалывавшихся к платьям самоцветных «букетах», брошках, серьгах, кольцах, колье, подвесках и медальонах, диадемах, а также в изготовлении популярных тогда табакерок, на крышках которых выкладывали «мозаики» или «картины» из различных минералов. Надо отметить, что в Европе того же времени красные гранаты также пользовались огромным спросом, однако по большей части то были пиропы, добывавшиеся в Чехии и Германии – они в родстве с альмандинами, но последние считаются самыми ценными из гранатов красной гаммы благодаря своей высокой твердости, стойкости и прекрасным оттенкам пурпурного, буро-красного и малиново-вишневого. Однако и альмандинам нашлось местечко в сундуках европейских модниц – украшения с ними одевали обычно на карнавалы и костюмированные балы, а называли иногда «камнем маскарадов», считая что альмандин поднимает настроение и способствует легкости в общении, беспечальности и активности.
«Третье дыхание» альмандина в России – это эпоха модерна и времена Фаберже, который, возвращаясь к корням русского ювелирного искусства, активно использовал камни с «малиновым» и «вишневым» отблеском – турмалины, рубины, альмандины – очень часто, особенно в предметах культа: наперстных крестах, панагиях, иконах, образах-складенях. В то же время делали из альмандинов и светские украшения в виде цветов, листьев, звезд и прочих «натуралистических» мотивов. Браслеты, броши, кулоны и серьги были изготовлены особым способом, когда оправа почти невидима для глаз, а ограненные самоцветы составляют сплошные сверкающие «ленты» – такая закрепка была характерна в конце XIX века именно для гранатов, которые иногда сочетали с белым жемчугом.
Конечно, альмандины были известны и в других странах – пришли они из Малой Азии, из местности под названием Алабанда; были популярны уже в Древней Греции и Риме, где женщины не пренебрегали массивными золотыми ожерельями со вставками из этих вишневых камней, которые красиво сочетались с ярко-желтым золотом и зелеными бериллами. Немало головных уборов, усыпанных красными гранатами, находили и в погребальных курганах скифов. Однако, думается, наиболее любим альмандин всегда был именно в России – здесь ценили его густой, «вкусный» цвет, напоминающий о созревающих в садах вишнях, о налившихся солнце ягодах спелой малины. Сегодня альмандины вновь возвращаются на рынок, хотя стали достаточно редки; используют их в основном для вставок в кольца, серьги, колье, подвески, гранят либо кабошоном, либо фасеточной огранкой – а оправляют традиционно, в желтое золото. Кстати, нередко альмандин сложно отличить от рубина на глаз, поэтому в прошлые века недобросовестные ювелиры часто тайно заменяли один камень на другой, ведь покупатель не смог бы заметить малейшей разницы, которая по сути заключается лишь в чуть меньшей твердости.
Как лекарь альмандин прекрасно воздействует на репродуктивную систему, лечит импотенцию, фригидность и бесплодие, повышает либидо. Он усиливает циркуляцию крови и стабилизирует деятельность сердечно-сосудистой системы, улучшает цвет лица. Считается, что альмандин ускоряет заживление ран, так как влияет на регенерацию тканей и органов – его хорошо носить в послеоперационный период. Кроме того, альмандин выравнивает обмен веществ и метаболизм, повышает иммунитет и является хорошим дополнением к лекарствам при детских инфекционных заболеваниях. Есть мнение, что этот камень может быть полезен даже при параличе или потере памяти.
Энергетически альмандин связан со стихией Огня – поэтому ему издавна приписывали способность приносить радость, возбуждать страсть и влечение к противоположному полу, повышать мужскую силу. Это талисман тех, кто хочет превратить свою жизнь в сплошной праздник – альмандин не даст вам соскучиться, прогонит меланхолию, принесет верных друзей и счастье в личной жизни, оградит от измен и неудач, подарит искреннее расположение окружающих и светлый взгляд на мир. альмандин не подходит мизантропам, философам и излишне серьезным особам – это камень развлечения, который не терпит занудства и уныния. Зато своего хозяина он вдохновит на бурную деятельность, подарит вдохновение и предприимчивость одновременно – он станет прекрасным амулетом для рисковых и активных бизнесменов, для представителей творческих профессий, которые мечтают совместить высокие материи и материальную выгоду. альмандин – камень, исполняющий желания и дающий успех на избранном пути. Женщине альмандин поможет благополучно выносить и родить ребенка, умножит жизненную энергию. Кстати, полезен альмандин путешественникам, которых ограждает от неожиданностей и проблем в пути, делая поездку приятной и увлекательной. Кстати, не стоит сочетать его в одном украшении с зелеными гранатами – уваровитом, гроссуляром, демантоидом, иначе они взаимно «нейтрализуют» друг друга. Носить кольцо с альмандином лучше всего на безымянном пальце. Астрологически альмандин подходит Овнам, Львам, Стрельцам, Козерогам и Водолеям.
Слово «альмандин» – изысканное, звонкое, словно с налетом патины времени, вызывает ассоциации с предметом антиквариата, которым приятно любоваться, но не принято использовать в повседневной жизни. Тогда как на самом деле альмандин – камень вполне современный и на фоне сегодняшних «цветных» тенденций очень актуальный. Он как нельзя лучше подтверждает правило: все новое – это лишь хорошо забытое старое, что особенно верно для ювелирных тенденций. Минералы живут гораздо дольше чем самый гениальный законодатель мод, на долю каждого из них выпадают как периоды славы, так и времена забвения, но в конечном итоге все преходяще в этом мире. Все, кроме любви к драгоценностям – и дореволюционная брошка с альмандинами не менее достойна внимания, чем произведения современных ювелиров, потому что бы ни происходило с человечеством, оно неизменно озарено вечным блеском самоцветов.