Давным-давно, когда горы на земле текли, как вода, в одном месте на поверхность излилась магма и застыла. На земле взрывались вулканы, волновалось море, потом росли джунгли и бродили огромные динозавры, потом появились люди, а в застывшей магме, превратившейся в гранит, текла своя тихая жизнь. Когда случались землетрясения, эта жизнь делала новый поворот. И вот, триста миллионов лет спустя, Великая правительница послала в это место человека. Он должен был находить и присылать ей редкие и красивые камни. Однажды этот человек шел и увидел каменную глыбу, так, ничего особенного. Но он ударил по ней молотком, глыба раскололась, а внутри глыбы оказались красивые затейливые узоры из полосок. Полоски переливались, как шелк, и блестели на солнце. Правительнице отправили камень, а она поручила сделать для себя из него несколько предметов и даже сама вырезала некоторые вещи, потому что считала этот камень драгоценным. И не ошибалась.
Из досье:
Шайтанский переливт – это сложное срастание чередующихся слоев тонкокристаллического кварца, кварцина и глинистого минерала диккита. Другие названия: перелифт, уральский агат, агат-переливт.
Первооткрывателем шайтанского переливта считается надворный советник (подполковник) А. В. Раздеришин, который был главой Комиссии для приискания камней и прочих редкостей. Это было в XVIII веке, когда Россия под руководством Екатерины II активно осваивала Уральские горы, и минералогические экспедиции часто ознаменовывались замечательными находками. Место, где Раздеришин нашел красивые камни с волнистым рисунком, находилось и поныне находится недалеко от деревни Шайтанки на Среднем Урале, где жили татары-переселенцы. Глава Комиссии был большим любителем минералов и описал находку в каталоге своей коллекции: «Капельковатый, с зеленой, белой и красной поверхностью халцедон, имеющий в некоторых местах блестящую поверхность, в двух верстах от Шайтанки открыт мною в 1797 году на самой поверхности земли». Здесь Александр Васильевич упоминает коренное месторождение, а саму россыпь он нашел в 1791 году. Однако известно, что еще в 1787 году партия Якова Федорова добыла восемнадцать пудов переливта недалеко от Шайтанки.
Камень оказался очень похож на агат и таковым и считался до 1985 года, пока тогда еще ленинградскими учеными не была исследована структура этого «агата». Основную роль в таком долгом заблуждении сыграло мнение академика А. Е. Ферсмана, отнесшего переливт к халцедонам-агатам. После этого никому просто в голову не приходило приглядеться к камню внимательнее. До сих пор сохранилось старое название переливта – «уральский агат»; само же слово «переливт» произошло от глагола «переливаться»; оно как нельзя лучше определяет внешний облик этого красивого и уникального камня. Его слои словно переливаются шелковистым блеском, плавно переходя один в другой; теплые желтые, молочно-белые и кирпично-красные оттенки такие же мягкие, как на акварельном рисунке.
Кроме собственно шайтанского, есть и другие переливты – зотовский, макаровский, – находимые в разных местах на Урале; есть месторождения в Забайкалье, даже в Казахстане, но нигде в мире нет больше такого камня, как уральский переливт. Разные названия просто отличают самоцветы из разных месторождений; но общее строение у них одинаковое. Переливт – это разнозернистый кварцевый агрегат с зональным строением; зоны отличаются размером или формой зерен кварца. Сами узоры возникли, когда подземные горячие гидротермальные растворы текли по трещинам в земной коре и отлагались на их стенках.
Переливтовый шайтанский прииск был открыт в 1799 году; на нем находили переливт близко к поверхности в виде глыб различного размера. Само коренное месторождение было исследовано в 1960 году. Интересно, что с глубиной цвет переливта меняется и становится менее живым, оттенки «холодеют», приближаясь к голубым, серым и синеватым; чем ближе к поверхности, тем более переливт приобретает теплые, дымчато-желтоватые, розоватые, рыже-оранжевые и красные тона. Это происходит за счет воздействия внешней среды, особенно ультрафиолетового излучения солнца. Таким образом, то, что губит многие другие ценные минералы, оказывается только на пользу переливту, который старательно впитывает солнце, чтобы потом радовать нас его теплом.
В старину на Урале было два урожая: один, как и у всех, осенью, а другой – самоцветный – весной. Дело в том, что промерзшая за зиму пашня выталкивала на поверхность каменные глыбы; минералы «вызревали» к весне: разрушались дефектные кристаллы, у аметистов пропадала дымчатость, и появлялся пурпурный оттенок, так любимый духовенством, а шайтанский переливт приобретал медовые оттенки. Получалось, что каждой весной земля давала новый урожай камней, который продолжали собирать и осенью. А огранкой самоцветов крестьяне занимались уже зимой, когда заканчивались сезонные работы и наступали долгие холодные дни.
Из шайтанского переливта на Екатеринбургской гранильной фабрике делали столешницы, облицовывали им камины; камни с самым интересным рисунком шли на изготовление гемм, камей, небольших скульптур, а также шкатулок, пепельниц, пудрениц, письменных приборов и т.д. Из шайтанского переливта были вырезаны геммы «Диана, держащая оленя за рога» и «Аполлон Навинский во весь рост весь нагой, опершись о стол». После открытия переливта для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге была изготовлена столешница, а в Павловском дворце-музее хранится пепельница в оправе из серебра, инкрустированная гранатами – показатель того, что уральский переливт считался весьма ценным камнем. В Эрмитаже хранятся геммы из переливта, автор которых – сама императрица Екатерина II, увлекавшаяся резьбой по агату. Так шайтанский переливт стал известен в столице, и поэтому самоцвету из маленького месторождения досталась такая слава. Надо сказать и то, что переливт хорошо зарекомендовал себя в работе: он отлично полируется и имеет богатейшую гамму оттенков; при умелой с ним работе он не уступает по красоте другим агатам. Об этом писал еще в 1779 году У. Ф. Б. Брикман в «Сочинении о драгоценных камнях» (в переводе Василия Беспалова). Он замечал, что есть агаты, которые «приятностию и твердостию восточным ни в чем не уступают», а переводчик в сноске добавляет: «Если б наши Екатеринобургские агаты, или так называемые переливты, искусными людьми добываемы и обделываемы были, то б конечно никаким иностранным приятностию и видом не уступали: правда, что они довольно кварцоваты, но мне кажется, чтоб они тем более приятности в себе имели». Видимо, Беспалов одним из первых заметил отличие структуры переливта от обычных агатов.
В современной камнерезной промышленности переливт идет не только на мелкую пластику и мозаичные картины, но и на изготовление бус, кабошонов, на вставки в кольца, кулоны, серьги и броши. Одна из его замечательных особенностей, если не самая замечательная, состоит в том, что он не поддается окраске, в отличие от агата. На российском рынке множество красивых африканских агатов, покрашенных в яркие, ненатуральные цвета. Покупая же шайтанский переливт, можно быть уверенным, что это его натуральный цвет, такой, каким его создала природа, с теплом яркого солнца.
Чудесные изделия создаются в знаменитой екатеринбургской мастерской В. Васильева. Маленькая фигурка Огневушки-поскакушки в сарафане из переливта словно живая: мастер искусно запечатлел движение складок сарафана, которые передаются рыжеватыми волнами самоцветного рисунка. Огневушка пляшет в потухающем костре, и вокруг нее всполохи бордового родонита и угольки-кристаллы пиропа.
Очень красивые разновидности переливта найдены в Маджаровском месторождении в Болгарии. Они близки к шайтанскому переливту окраской, но у моджаровского она иногда даже более оригинальна и более контрастна. Рисунок получается из тончайших, меньше миллиметра, слегка волнистых полосок розоватого, желтоватого, сиреневого, белого цветов и более широких полос светло-сиреневого кварца, разделенных молочно-белой сплошной полосой халцедона. Оригинальны переливты с рисунком, напоминающим ажурное кружево из полосок с фестончиками тех же приятных нежных тонов, но подчеркнутых непрозрачными оранжевыми и бурыми полосками. Ширина полос достигает двух с половиной сантиметров. Иногда в полосках попадаются полости, выстеленные кристалликами прозрачного бесцветного кварца. При всем этом для маджаровского переливта характерно то, что одни полоски просвечивают сильнее, чем другие, и чем они шире, тем сильнее степень просвечиваемости, даже до прозрачности. Только халцедоновые молочные полоски да темные рыжие участки остаются непрозрачными.
В зависимости от ширины и формы полос, а также от соотношения ярко- и светлоокрашенных полос могут быть выделены декоративные разновидности переливта. Наиболее распространены прямолинейно- или слабоволнисто-тонкополосчатая и гребенчатая разновидности.
В 1975—1978 годах поисково-оценочные работы на Шайтанском месторождении проводила Исетская партия производственного объединения «Урал-кварцсамоцветы», которая обнаружила дополнительные агатоносные кварцевые жилы. В настоящее время месторождение продолжает изучаться, и можно думать, что популярность шайтанского переливта будет только расти.
Переливт всегда считался символом физической силы, красоты и здоровья. У владельца переливта имущество не оскудевает, а сам он и его слова приятны людям, так как его не покидает благоразумие. Владеющий этим камнем по легендам может пить сколько угодно вина — разум его останется ясным.
В народной медицине считается, что тот, кто носит этот камень, не подвержен проказе, эпилепсии, чесотке, другим подобным болезням. Также агат-переливт применяют, когда болят суставы: подогревают камень и кладут на больное место.
Зодиакальных предпочтений у переливта нет; его могут носить люди любого знака Зодиака. Его сложная структура, приятные переходы цветов, характерная для агатов слоистость и в то же время сильная кварцеватость, высокая твердость составляют особенный облик и характер; шайтанский переливт драгоценен свой уникальностью, и хоть он и считается поделочным камнем, но может поразить и в украшениях, как об этом сказал поэт Виталий Гаев:
Среднеуральские агаты –
Родной шайтанский переливт…
Но цвет медово-золотистый;
В поделке камень удивит
И переливами, и искрой,
И тихой грустью одарит.